Альберт Эйнштейн, с именем которого связано завершение здания
классической физики и одновременно открытие новых путей в науке, занимает в истории особое место.
Создав теорию относительности, Эйнштейн творчески завершил классическую физику электромагнитного
поля и одновременно заложил основы нового учения о пространстве, времени и тяготении.
Своими работами по молекулярной физике он продолжил изыскания австрийского физика Людвига
Больцмана в области теплового движения и в значительной части завершил их.
Замечательные исследования атомистической природы света, в которых Эйнштейн смело развил гениальные
идеи Макса Планка о дискретной структуре света, открыли эру атомной физики; одно из величайших событий этой эры - освобождение энергии
атомного ядра - также было подготовлено теоретическими работами Эйнштейна.
Он вынужден был понять, как неразрывно связано в наше время изучение природы с общественной и политической
жизнью.
В течение всей своей жизни выступавший за мир и взаимопонимание между народами Эйнштейн стал в конце ее
относится к себе чуть ли не как к преступнику по отношению к человечеству - ведь именно он своим открытием
эквивалентности массы и энергии создал предпосылки для использования атомной энергии, а своими письмами к американскому президенту
Рузвельту непосредственно способствовал принятию решения об изготовлении первых атомных бомб.
В своих исследованиях по теоретической физики Эйнштейн впервые поставил проблему одновременности пространственно удаленных друг
от друга событий (фундаментальное значение которой для теории познания именно он впервые осознал),
проблему структуры пространства - времени, проблему моделей Вселенной и другие важнейшие проблемы философии современного естествознания. Он пытался самостоятельно решить эти проблемы теми
теоретическими методами, которые были ему известны и которыми он располагал в данных обстоятельствах, и показал себя при этом первоклассным, хотя и
стихийным, диалектиком. Эйнштейн не сомневался в том, что принципы справедливости и человечности неразделимы. В оставшейся неоконченной рукописи, которую нашли в столике
у его смертного ложа, имеются следующие строки:
Когда речь идет об истине и справедливости, не существует различия между малыми и большими проблемами. Ибо самые общие точки зрения,
относящиеся к поведению людей, нераздельны. Тому, кто в малых делах относится к истине несерьезно, нельзя доверять и в больших делах.